Батт, чем ты провинился?


стада без охраны к пилийским
Вышли полям. Увидал их как раз Атлантовой Майи
Сын, их ловко увел и в дебри спрятал надежно.


« ловко увел» - то-есть, украл. О ком речь, кто украл? Гермес, бог торговли, покровитель воров.

О краже знал только Батт - пастух. Гермес испугался – стадо он украл не у кого-нибудь, а у Аполлона! Гермес просит Батта никому не говорить о том, что он видел, и как плату за молчание вручает ему корову.

Батт обещает молчать, как камень:

На подарок в ответ тот молвит: "Приятель, спокойно
В путь отправляйся. Скорей проболтается камень вот этот".
И указал он рукой на камень.


Меж тем Гермес решил проверить, старик способен выполнить обещание или нет. Он отошел в сторонку, изменил свой вид и голос и подошел к Батту:

700 "Ты, селянин, не видал, не прошло ли вот этой межою
Стадо коров? - говорит. - Помоги, не замалчивай кражи.
Дам я за это тебе корову с быком ее вместе".


Старик, недолго думая, показал, где спрятано стадо (плата– в два раза выше!).

Гермес расплатился за предательство:

705 Внук же Атланта, смеясь, - "Мне меня предаешь, вероломный?
Мне предаешь ты меня?" - говорит, - и коварное сердце
В твердый кремень обратил, что доныне зовется "Указчик".


Овидий не говорит о моральной стороне, но вывод очевиден: предательство будет наказано.



Антуан –Жан Дюкло, Меркурий превращает Батта в камень, гравюра, университетская библиотека, Цюрих, Швейцария 



© Борис Рохленко 2020

You May Also Like

0 коммент.