Венцеслас Кобергер


Венцеслас Кобергер (Wenceslas Cobergher), 1560-1634, фламандский художник, архитектор, инженер, нумизмат, коллекционер и знаток антиквариата, экономист. 


Портрет Венцесласа Кобергера 

Сегодня его помнят больше как осушителя болот на франко-бельгийской границе, хотя искусствоведы считают его одним из отцов-основателей фламандского барокко в южной части Нидерландов.

Кобергер начинал свою карьеру ка художник и архитектор. В 1573 году, в возрасте тринадцати лет он поступил к Мартену де Восу учеником. В 1579 году по примеру учителя отправился в Италию. По пути он остановился в Париже, где его познакомили с завещанием его матери (тут он узнал, что он рожден вне брака), после чего вернулся в Антверпен для урегулирования некоторых юридических вопросов. Спустя год он снова отправился в Италию, осел в Неаполе в 1580 году и оставался там до 1597 года.

В Неаполе он работал по контракту вместе с другим фламандским художником и артдилером Корнелисом де Сметом. В 1583 году он вернулся в Антверпен, в 1588 году снова объявился в Неаполе. В 1591 году он начал работать вместе с соотечественником Якобом Франкертом Старшим, в 1597 году перебрался в Рим.

В это время он начал готовить издание справочника по нумизматике в стиле Хендрика Гольциуса. Видимо, у него сложилась репутация знатока искусства, так как в 1598 году ему заказали инвентаризацию и оценку картин умершего кардинала Бонелли

В 1599 году умерла его жена. Спустя четыре месяца он женился вторично на пятнадцатилетней дочери Якоба Франкерта Младшего, который также работал в Риме. Во втором браке у него было девять детей (первый брак был бездетным).

В Риме он собрал богатую коллекцию монет и медалей римских императоров. Их изображения и описания были оформлены в виде рукописей, две из которых уцелели до нашего времени. Он также выполнил Антологию римского антиквариата, которую никогда не публиковали.

Во время пребывания в Италии он выполнил несколько алтарных росписей и других работ в соборах Неаполя и Рима.


Алтарь Карафы в часовне Распятия церкви Сан Доменико Маджоре в Неаполе 

Карьера Кобергера как архитектора началась в Италии с проектирования фонтанов и каналов. По возвращении в 1604 году он привез книгу от кардинала Барониуса для типографии Кристоффеля Плантена. Он поселился в Антверпене, где он зарегистрировался мастером в гильдии Св. Луки. В 1605 году он был принят в "Римское сообщество" (группа художников и аристократов, которые побывали в Риме и некоторое время там жили).

2 ноября 1604 года Кобергер вступил в должность «архитектора и инженера» при дворе эрцгерцога, переехал в Брюссель на улицу Виолетстрит, где оставался до самой кончины. Эрцгерцоги ценили его больше, чем Рубенса и Яна Брейгеля Старшего: ему платили 1500 гульденов, причем в 1610 году плату увеличили до 1800 гульденов, тогда как Рубенсу платили всего 500 гульденов. Эрцгерцоги называли его «универсальным специалистом».

При всем разнообразии своих занятий Кобергер не оставлял живопись: в 1605 году он выполнил две алтарных росписи (сегодня их можно увидеть в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе) и картину «Св. Елена со святым распятием» в антверпенском соборе св. Якова.

Кобергерг умер в Брюсселе 23 ноября 1634 года, оставив семье огромные долги. Всё его имущество было продано, в том числе коллекция монет, обширное собрание предметов искусства и дом в Брюсселе.



© Борис Рохленко, перевод с английского, 2020

You May Also Like

0 коммент.