• Главная страница
  • Интересные блоги
    • Неочевидное-вероятное
    • Искусствовед
    • Подробности
    • Блог PSAS-PGAD
  • О блоге
  • Advertise
facebook twitter instagram pinterest bloglovin Email

СОПЛИ


Звонит знакомый художник и сообщает, что в галерее «Кишон» собираются гробенята подсвечивать гробмановские картинки. Мне это показалось неинтересным: цветочки Гробмана я уже нюхал, а все повторения обречены на умирание. На этой оптимистической ноте мы закончили обмен мнениями о предстоящей выставке.

Но у этого разговора оказалось интереснейшее продолжение: в газете «Вести» появилась заметочка, которую я воспроизвожу без купюр:

«Яков Шаус

Гробман как противоядие

В тель-авивской галерее «Кишон» проходит необычное мероприятие. Оно называется «Гробман», но это не выставка известного художника и поэта Михаила Гробмана, а проект группы «Коллектив».

Входящие в это содружество молодые художники максимально точно скопировали широко известные картины Гробмана красками, светящимися при ультрафиолетовом освещении. По замыслу авторов проекта «использование такой техники позволяет перевести идеологические и эстетические концепции Гробмана в контекст психоделической поп-культуры, открывая возможности для новых интерпретаций и иронического переосмысления прошлого»

Скрещение двух эстетик приносит плоды. В зале «Кишон» картины и посетители флюоресцируют под тихо-завораживающее чтение стихов Гробмана – действительно почти психоделика. Экспонаты страшного бестиария Гробмана – диковинные птицы и прочие чудовища – в фиолетовом свечении становятся еще более зловещими. Еще сильнее отпечатываются в сознании горящие фиолетовым огнем любимые художником политические лозунги.

Группа «Коллектив» сознательно придерживается стратегии «appropriationart», суть которого состоит в открытых заимствованиях чужих идей и уже существующих произведений искусства. По мнению «Коллектива», у Гробмана есть та жесткая простота, которая является противоядием от вульгарности постмодернизма.

И все-таки – почему два десятка молодых художников решили «погрузиться в Гробмана»?

- Он социально и эстетически близок нам, - объясняет один из идеологов «Коллектива» Андрей Лев. – Среди нас много «русских». Мы находимся в положении, напоминающем ту ситуацию, в которой Гробман оказался около 40 лет назад. Сегодня Гробман – самый интегрированный «русский» художник. Это израильское искусство, которое легко перевести на русский.

-А почему вы откзываетесь от собственных интерпретаций творчества Гробмана – из пиетета?

- Отнюдь. Просто Гробман всегда выражает очень четкую позицию, он однозначен, ему не нужны варианты. Гробман не боится повторяться, он изъясняется мантрами. Он оказывает очень сильное давление на оппонента – даже интервьюеры становятся зомбированными. Тема нашей выставки – фантазии на тему Гробмана. Сам Гробман отсутствует, не давит – что невероятно! Тут, возможно, есть и ирония…

- Может быть, часть этой иронии – то, что в видеосопровождении стихи Гробмана звучат негромко, ненавязчиво…

- Зритель обладает правом на интерпретацию.

- А кому адресован этот проект? Вряд ли все это для массы.

- Адресат – израильское артсообщество. Гробман оппозиционен, он предложил отличные от мейнстрима пути развития израильского искусства. Гробман – единственный из «русских» художников в Израиле высказал нечто сущностное: идеи авангарда, сионизм, агрессивную политизированность. Мы хотели показать, что в атмосфере провинциализма, эстетической расплывчатости его идеи попрежнему работают, передают энергетику.

- Но неужели создатели этого проекта избежали влияния Гробмана?

- Я бы не назвал нас последователями Гробмана, какой командой, которая, например, входила в его группу «Левиафан». Наш «Коллектив» я бы разделил на три части. Среди нас были молодые художники, близко знакомые с Гробманом, усвоившие его идеи, но для некоторых Гробман – это просто интересный повод для оригинальной акции, содержательной тусовки. Третья категория – израильтяне, не говорящие по-русски, но открывшие для себя в творчестве Гробмана нечто новое, в том числе «русскую эстетику».


Есть несколько моментов, которые понудили меня сделать комментарии к этому, как говорят сейчас, промоушену, а проще – ненавязчивой рекламе.

Первое, что мне хотелось бы знать: а какие стихи Гробмана звучали во время этого представления? Может быть, эти:

Ему исполнилось четырнадцать лет
А ей было тридцать четыре
Она ему сделала минет
В пустующем школьном сортире

Потом встречались очень много раз
И жадно любили друг друга
И много лет он носил ее образ
В сердце стучавшем упруго

Их никто никогда не застал
Все так и осталось тайной
Туман которой любовь застлал
Посреди жизни всеобщей стайной

Они разъехались в разные города
Но нежность долго питала их жизни
И оба не забыли никогда
Своих первых чувств чистоты и белизны

19 сентября 2004 года


Тель-Авив

№692

А может быть, эти:

Мне говорят ты стар и слаб
Зачем же пишешь ты про баб
Зачем ты в возрасте таком
Позоришь свой приличный дом

Ты имя славное свое
Загонишь в стыд и забытье
А я в ответ – всегда везде
Я предан буду лишь пизде

За ней и в воду и в огонь
За нею в мрак за нею в вонь
За нею в райские сады
И в стихотворные труды

До дней последних донца
Вот лозунг мой и солнца.

16 декабря 2004 года
Тель-Авив
№ 697

Или вот эти:

Что-то стал я небрезгливым
Песни сладкие пою
Даже потным и сопливым
Руку смело подаю

Раздавил говно ногою
Но подошву не обтер
И дорогою прямою
К другу верному попер

Говорит он – Очень странно
Чем воняет от окна
Может из аэроплана
Кто-то высыпал говна –

Я ему не отвечаю
А совсем наоборот
Наливаю чашку чаю
И готовлю бутерброд

Я теперь живу как люди
Я живу теперь как все
Нету пятен на посуде
Нет волосьев в колбасе.


8 ноября 1998 года
Тель-Авив
№ 665


Заметьте, что принес автор стихов на своем туфле. И как он тайно этим гордится: да, я воняю, но я не такой, как вы все! Хотя и живу, как все. Так сказать, тайно воняю.

Теперь хочется спросить у «Коллектива»: что же вы, дорогие колхознички, не довели технику вашего перформанса (представления, спектакля, балагана) до должного уровня? До уровня отца-основателя? Где запах? Кому нужны ваши недоделанные, недоведенные до крайней степени совершенства потуги, если основная идея Гробмана – вонять и как можно сильнее – не нашла своего материального воплощения? Так вы никогда не переведете идеологические и эстетические концепции Гробмана в контекст психоделической поп-культуры! А уж тем более не откроете новых возможностей и новых интерпретаций и не переосмыслите (иронически или саркастически) ваше прошлое!

О, вот это мне нравится: «По мнению «Коллектива», у Гробмана есть та жесткая простота, которая является противоядием от вульгарности постмодернизма.» Интересно, тот, кто это сказал, читал хоть что-нибудь о постмодернизме? И почему бы не сказать, что Гробман – это противоядие от вульгарности классицизма? Или еще чего-нибудь? Это же так смело звучит!

Одна из принципиальных ошибок колхозников: «Он (Гробман) социально и эстетически близок нам, - объясняет один из идеологов «Коллектива» Андрей Лев.» Ребята, куда вы замахнулись? С какой стати Гробман вам близок социально? Где он – а где вы? И эстетически вы только подбираете то дерьмо, которым он усеял пройденный путь.

Откуда вам знать, в какой ситуации оказался Гробман 40 лет назад? Вас еще не было, а он уже был отцом. И не чего-нибудь, а одного из самых заметных течений (боюсь соединить это течение с понятием «искусство»).

«Мы хотели показать, что в атмосфере провинциализма, эстетической расплывчатости его идеи попрежнему работают, передают энергетику.» Вам бы, как говорил Самуил Яковлевич Маршак, только повизгивать, если вы не можете сказать «хрю-хрю»! Между прочим, идеи никакой энергетикой не обладают до тех пор, пока кто-то их не воплощает в жизнь в той или иной форме.

Вот колхозники говорят о «Левиафане». Думаю, что никому из них не хватило терпения прочитать труд Гробмана до конца и хорошенько его осмыслить. Если я не прав – побейте меня камнями!

Все это так, рассуждения вокруг да около. А вот что меня сильно задело: «Он социально и эстетически близок нам, - объясняет один из идеологов «Коллектива» Андрей Лев. – Среди нас много «русских»».

Из этой фразы вылезает обособление. Это как бы декларация неприсоединения. И это печально. Люди, приехавшие сюда из России, декларируют не художественные принципы, а принадлежность к стране исхода. Мало того, такое зрелище подводит к выводу, что авторы этого зрелища до сих пор сидят в сортире и видят только то, что нарисовано на его стенах.

Израильтянам этот жанр незнаком, а для «олим ми русия» - это родная среда. У выходцев из России бытует представление, что израильтяне мало что понимают в настоящем искусстве, им нужен модерн, постмодерн или еще что-нибудь поновее. Поэтому когда понимающие в искусстве зрители видят то, что им представляют колхозники, у них формируется представление о всех художниках – россиянах. А колхозники при этом думают: «Вот вам всем!»

Между прочим, в свое время я работал с выходцем из Литвы, который хорошо знал русский язык, но не разговаривал на нем, потому что смертельно ненавидел все русское. И эта не сказать «ненависть» - неприязнь касалась и меня персонально. Я не знаю, намеренно или нет, но Яков Шаус продемонстрировал некое отчуждение от выходцев из России.

Я понимаю, если твой давний коллега, можно сказать, приятель, а может быть, и друг что-то выставляет на всеобщее обозрение, сказать ему в глаза то, что ты об этом думаешь, подчас невозможно. Но ведь никто не заставляет выступать со стыдливыми рецензиями на такого зрелища. И не случайно в заметочке нет ни текстов стихов, ни репродукций картин. Стыдно показать. Может быть, даже дома стыдно повесить, даже если это дар автора.

(Может быть, я ошибаюсь, но у меня такое впечатление, что Гробман чем-то очень обидел Шауса. Очень сильно обидел. И это как бы интервью в газете «Вести» – как сладкая месть за обиду. Подставил Яков Шаус заслуженного и лауреатного приятеля! Вызвал огонь на него и на его последователей! )

И если вам так стыдно, Яков Шаус, то кто вы? И с кем вы?

2008 год
Share
Tweet
Pin
Share
No коммент.

Давайте на минуточку забудем, что у нас демократическое государство. Можно забыть на минуточку?

Что сделали бы люди, которые не называют себя демократами, в той ситуации, в которой сегодня находится Израиль? Приблизительно то же самое, что делает ХАМАС у себя. Попробуем спроецировать это на наше государство.

Прежде всего – у нас еврейское государство. Тогда зачем нам остальные вероисповедания? У нас должна быть одна вера – иудейская. Зачем нам ислам? Запретить! Закрыть все мечети!

Объявить вне закона отправление любого религиозного культа, кроме иудейского!

Правда, возникает вопрос: что делать с христианами? С бахаями? Это не вопрос – их можно разрешить, потому что они не выступают против евреев, не пропагандируют насилие и не говорят о мировом господстве.

Смертная казнь – ввести безоговорочно! За убийство евреев – расстрел. И только по решению военно-полевых судов без права обжалования. Во время спецопераций не брать пленных.

Что делать с теми, кого выпустили? Уничтожить всеми доступными средствами, не ожидая, что они что-то опять сотворят. Лучше, если подкинуть тем же арабам информацию о том, что все отпущенные из тюрем – израильские агенты, подлежащие уничтожению. Кого-то уберут ихние же убийцы, а остальных – достать в любом месте планеты. И сделать это в короткий срок. Мало того, баб уничтожить в первую очередь, чтобы они не успели нарожать еще зверья.

Все беспорядки у арабов подавлять так, чтобы ни один гад не мог поднять головы. Прекратить всякого рода расследования по поводу непропорционального применения силы. Поднял руку на стража порядка – уже преступник.

Закрыть дороги к искам правозащитных организаций – они все кормятся арабами.

После некоторой паузы, во время которой Израиль был недемократическим государством, вернуться к прежнему порядку вещей. Только пауза должна быть достаточно длинной, чтобы:

- арабы знали, что для них пощады не будет нигде,

- чтобы мировое сообщество привыкло к мысли о том, что евреи могут быть совершенно нецивилизованными и недемократичными и что с них нечего требовать (так же, как и с ХАМАСа).

А теперь вернемся к тому, что есть.

Гилад Шалит дома – и это прекрасно. Единственное, что отравляет радость от его возвращения – оголтелая компания «любой ценой». Все речи по этому поводу не имеют смысла рядом со статистикой: на каждую тысячу выпущенных на свободу террористов приходится 125 новых жертв. Вот вам и «любая цена»! И еще неизвестно, сколько среди этих 125 будет в плену.

Так что есть смысл на минуточку забыть о демократии в нашем родном Израиле.

2011 год
Share
Tweet
Pin
Share
No коммент.
Newer Posts
Older Posts

Овидий Назон. Метаморфозы. Художники

Овидий Назон. Метаморфозы. Художники

Борис Рохленко. Не очень полное собрание сочинений по картинам

Борис Рохленко. Не очень полное собрание сочинений по картинам

Виртуальный музей Рубенса

Виртуальный музей Рубенса

Блог "Неочевидное-вероятное"

Неочевидное-вероятное Блог содержит статьи Бориса Рохленко о картинах различных художников

Недавние Посты

Follow Us

  • facebook
  • twitter
  • instagram
  • Google+
  • pinterest
  • youtube

Blog Archive

  • June 2023 (7)
  • May 2023 (18)
  • April 2023 (22)
  • March 2023 (23)
  • February 2023 (25)
  • January 2023 (30)
  • December 2022 (31)
  • November 2022 (30)
  • October 2022 (31)
  • September 2022 (29)
  • August 2022 (31)
  • July 2022 (31)
  • June 2022 (30)
  • May 2022 (35)
  • April 2022 (30)
  • March 2022 (32)
  • February 2022 (27)
  • January 2022 (32)
  • December 2021 (30)
  • November 2021 (31)
  • October 2021 (30)
  • September 2021 (32)
  • August 2021 (32)
  • July 2021 (30)
  • June 2021 (29)
  • May 2021 (33)
  • April 2021 (34)
  • March 2021 (29)
  • February 2021 (28)
  • January 2021 (31)
  • December 2020 (31)
  • November 2020 (30)
  • October 2020 (32)
  • September 2020 (19)
  • August 2020 (29)
  • July 2020 (31)
  • June 2020 (33)
  • May 2020 (31)
  • April 2020 (4)
  • October 2019 (3)
  • May 2019 (1)
  • February 2019 (1)
  • August 2018 (2)
  • May 2018 (1)
  • April 2018 (2)
  • March 2018 (2)
  • February 2018 (1)
  • January 2018 (1)
  • December 2017 (1)
  • November 2017 (4)
  • October 2017 (3)
  • September 2017 (2)
  • July 2017 (2)
  • June 2017 (4)
  • May 2017 (2)
  • April 2017 (1)
  • February 2017 (3)
  • January 2017 (3)
  • December 2016 (3)
  • November 2016 (3)
  • October 2016 (1)
  • September 2016 (1)


Created with by KALBASKA | Distributed by Blogger Templates